Вверх / Зарубежный опыт /

Инвестиционные компании малого бизнеса США

Программа «Инвестиционная компания малого бизнеса» (Small Business Investment Company – SBIC) была инициирована Конгрессом США в 1958 г. с целью обеспечения МСП в период их старта, роста и последующего расширения рисковым (венчурным) и инвестиционным капиталом (*1). Эта программа реализуется и координируется Администрацией Малого Бизнеса США (SBA US). С 1958 г. по 2004 г. (включительно) в рамках программы SBIC было проинвестировано свыше 97 тыс. малых предприятий на общую сумму свыше $43 млрд. В 2004 г. в США действовало 448 инвестиционных компаний малого бизнеса (далее SBICs), которые осуществили долговременные инвестиции в 2409 малых предприятий на общую сумму $2,84 млрд. В рамках дальнейшего развития программы SBIC, планируется за период 2003-2007гг. обеспечить суммарный объём инвестиций в $9,98 млрд. и одновременно лицензировать ещё 186 новых SBICs (*2). В 2006 финансовом году предусматривается, что программе SBIC будет предоставлено государственных гарантий для кредитования МП на сумму $3 млрд. По прогнозным оценкам в 2007 г. в США будет действовать около 550 лицензированных компаний SBICs. Инвестиционные компании SBICs, используя свой собственный капитал и привлекая заимствованный капитал (в т.ч. из федеральных источников) по приемлемым ставкам на основании гарантийных обязательств SBA, осуществляют различные виды инвестиций в малые предприятия. В 2005 финансовом году суммарный объём капиталов, аккумулированных в лицензированных компаниях SBICs достиг $25,7 млрд. из которых $13,3 млрд. являются частным капиталом, а $12,4 млрд. предоставляются под гарантии SBA. В 2004 г. инвестиционными компаниями было выдано 4462 кредита на общую сумму более $2,8 млрд.

Самым распространённым видом финансовой поддержки в рамках программы SBIC , являются инвестиции объёмом до $ 750 000, по которым SBA может предоставлять гарантии. Инвестиции предоставляются сроком до 10 лет для вложения в активную часть фондов (оборудование, технологии и т.п.) и до 25 лет для вложения в здания и сооружения. Однако , в определенных случаях инвестиции могут быть увеличены на 50-70%. Ниже приведены обобщённые данные по различным типам инвестиционных компаний SBICs и по размерам предоставляемым ими инвестициям для малых предприятий в 2004 финансовом году.

Практически все SBICs являются частными коммерческими предприятиями. Они предоставляют акционерный капитал, долговременные займы, облигационные займы, а также оказывают услуги по финансовому менеджменту. Побудительным стимулом для деятельности SBICs является возможность участия в прибылях в случае успешного развития и дальнейшего расцвета малых предприятий. Имеются 2 основных типа SBICs: стандартные SBICs и специализированные SBICs, которые обычно называются specialized SBICs или SSBICs /подпрограмма 301(d) SBICs/. При этом SSBICs инвестируют капитал только в МП, собственниками которых являются представители социально- или экономически ущемленных групп населения, в основном из числа национальных меньшинств. В свою очередь в основную группу стандартных SBICs входят:

- Инвестиционные компании, созданные при банках и находящиеся в их собственности (Banc-Owned SBICs);

- Инвестиционные компании, созданные для работы в сфере долговых обязательств (Debenture SBICs);

- Инвестиционные компании, созданные для работы по финансовому обеспечению ценных бумаг и акционерного капитала (Participating Security SBICs).

_____
*1 По материалам http://www.sba.gov/INV/overview/htm можно получить полное представление об организации и работе программы SBIC, а также ознакомиться с соответствующими регулирующими, законодательными и нормативными актами США.
*2 http://www.sba.gov/cfo/2006_Budget_Request_and_Performance_Plan.pdf

Программа SBIC предназначена для финансирования всех типов производственных и обслуживающих предприятий. Множество SBICs ищут МП, ориентированные на проведение НИОКР, занимающиеся выпуском новой продукции или предоставлением новых услуг. Такое явление обусловлено тем, что инвесторы исходят из уверенности в высоком потенциале роста этих предприятий. Другие SBICs специализируются в управлении финансами или в различных схемах кредитования и др. При этом, ежегодные налоговые поступления в бюджет страны от успешных инвестиций SBICs в МСП, значительно превышают бюджетные затраты на реализацию программы SBIC. Кроме того, благодаря финансовой помощи со стороны SBICs, множество МП создало сотни тысяч новых рабочих мест.

Учредителями SBIC (инвестиционной компании), обычно является группа частных лиц из числа опытных менеджеров, имеющая некоторый собственный капитал. Управляющими инвестиционной компанией могут быть только опытные менеджеры, успешно проработавшие не менее 5 лет в сфере инновационного и венчурного финансирования. В соответствии с законодательством, любая SBIC может обладать различным правовым статусом (корпорация, общество с ограниченной ответственностью, партнёрство, товарищество на вере и др.). Большинство SBICs являются собственностью маленьких групп местных инвесторов. Многие SBICs принадлежат коммерческим банкам, а некоторые SBICs представляют собой акционерные компании открытого типа. Размер капиталов SBICs, успешно действующих в течение 5-7 лет, достигает $30-$170 млн. Инвестиции предоставляется только малым предприятиям, стоимость которых не превышает $18 млн., либо тем предприятиям, которые за последние 2 года, имели среднегодовую прибыль не более $6 млн. (за вычетом налогов).

ТРЕБОВАНИЯ К УСТАВНОМУ КАПИТАЛУ

В настоящее время, для лицензирования такой инвестиционной компании, SBA требует, как минимум, наличия $5 млн. частного капитала в каждом SBIC, или $10 млн, если в компании предполагается создание уставного капитала на основе портфеля ценных бумаг. Во всех случаях, не менее 30% уставного капитала должны привлекаться из источников не аффилированных с управляющим персоналом SBIC.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Устойчиво работающая SBIC, демонстрирующая потребность в дополнительных капиталах, может получить правительственную финансовую поддержку ( финансовый рычаг) в размере до 300% от её собственного частного капитала. Однако, ни при каких обстоятельствах, ни один SBIC или SSBIC не может рассчитывать на предоставление поддержки на сумму превышающую $108,8 млн. Если какая либо SBIC нуждается в государственной финансовой поддержке, то она должна дать обязательства компенсировать предоставленную поддержку в течении 5 лет . После завершения действия финансовой поддержки, эти капиталы списываются со счета SBIC. Для получения правительственной финансовой поддержки, SBICs выпускают облигации (долговые обязательства) под гарантии SBA. Таким образом создаются фонды (пулы) долговых обязательств под гарантии SBA. При этом SBA официально подтверждает своё участие и заинтересованность в этом пуле, после чего эти долговые обязательства продаются инвесторам на открытых публичных торгах. В нынешних условиях, долговые обязательства действуют в течении 10 лет и обеспечивают полугодовые процентные выплаты и единовременные выплаты номинальной стоимости при наступлении срока погашения долговых обязательств. 10-летние долговые обязательства позволяют осуществлять предоплату в течении первых пяти лет. После этого, долговые обязательства могут погашаться досрочными платежами без штрафных санкций. В других случаях, процентные ставки по долговым обязательствам определяются условиями фондового рынка на момент продаж. Кроме возможности получения правительственной финансовой поддержки, все SBICs имеют целый комплекс налоговых льгот и преференций.

ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ БАНКОВ

По действующему банковскому законодательству, банки не имеют права осуществлять прямых инвестиций в малые предприятия. Однако, для банков, имеющих дочерние SBICs, открывается возможность инвестирования в МСП , т.к. банки могут вносить до 5% своего капитала в уставные фонды SBICs. Кроме того, банки могут вносить часть своей прибыли на счета SBICs, которыми они владеют частично или полностью.

ФИНАНСИРОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Основной функцией SBICs является финансирование малых предприятий, поэтому SBICs обладают широкими регулирующими возможностями в выборе вариантов финансирования соответствующих тем или иным потребностям клиентов из числа малых предприятий.

КРЕДИТОВАНИЕ И ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

SBICs могут предоставлять долговременные кредиты для МСП в целях обеспечения финансовой устойчивости предприятий, для их развития, модернизации и расширения сферы деятельности. Любой SBIC может предоставлять кредиты самостоятельно или в кооперации с другими государственными или частными кредиторами. Кредиты SBIC для МСП, могут выдаваться под гарантии и должны быть обеспечены стоимостью залоговой собственности. Такие кредиты выдаются на срок до 20 лет, однако при определённых обстоятельствах, каждый SBIC может пересмотреть срок возврата кредита и даже продлить его ещё на 10 лет.

Каждый SBIC может предложить заём для МСП в форме долговых обязательств. В таком случае под этот заём , малое предприятие выпускает долговые обязательства в форме ценных бумаг, которые могут быть конвертируемы в акции или могут обладать правом приобретения акций малых предприятий. Эти обязательства могут также обладать сроками амортизации или субординированными условиями.

АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ

В соответствии с законодательством, SBIC могут предоставлять акционерный капитал для МСП, а также могут покупать акции малых предприятий. Однако SBIC не может быть ни в роли главного партнера, в любом некорпорированном объединении малых предприятий, ни отвечать по основным обязательствам некорпорированных МСП.

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Любая корпорация, общество с ограниченной ответственностью или товарищество на вере может обратиться в SBA за лицензией на право деятельности в качестве Федерального Сертифицированного Инвестиционного Оператора в соответствии с законом «Об инвестициях в малый бизнес от 1958 г.» (The Small Business Act of 1958), в соответствии с действующими нормативными и регулирующими актами. Имеются два важнейших условия, влияющих на возможность получения лицензии на деятельность в качестве SBIC. Прежде всего, необходимо наличие высококвалифицированного управляющего персонала и обладание достаточным частным капиталом. SBA рассматривает, оценивает и подтверждает квалификацию состава будущего управленческого состава SBIC, его репутацию и достаточность частного капитала в их распоряжении. При удовлетворении всех этих требований, заявитель, в соответствии с правилами SBA, получает лицензию на право деятельности в качестве оператора SBIC. Получившие лицензию SBICs и успешно осуществляющие свою операционную деятельность, должны ежегодно сдавать финансовые отчёты и каждые два года подвергаться стандартному освидетельствованию представителями SBA. Кроме того требуется соблюдать все предписанные законодательством требования, нормативные правила и ограничения, связанные с инвестиционной и финансовой операционной деятельностью.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ SBIC

SBA, осуществляя процессы регулирования деятельности SBICs, стремится минимизировать своё участие в их повседневной операционной деятельности. Регулирующие функции SBA направлены, с одной стороны, на защиту интересов малого бизнеса и, с другой стороны, ориентированы на интеграцию деятельности различных программ для объединения усилий с целью повышения эффективности поддержки МСП. Вот почему SBICs могут осуществлять инвестиции только в малые предприятия, соответствующие квалификационным требованиям и определениям SBA. SBICs не могут производить инвестирование в следующие типы предприятий:

- в другие SBICs, в различные инвестиционные и финансовые компании или в компании по финансовому лизингу;

- в неиспользуемую или неисправную недвижимость, в компании, имеющие менее 1/2; собственности на территории США или осуществляющие менее 1/2; оперативной деятельности в США;

- в компании с пассивным ведением бизнеса или в компании с нерегулярной активностью ( т.е. в компании, бизнес которых не осуществляется на периодической и постоянной предпринимательской деятельности);

- в компании, которые получают прибыль от торговли фермами или землями сельскохозяйственного назначения.

Ни один SBIC не имеет права заниматься самоинвестированием т.е. предоставлять преимущества или приоритеты своим соучредителям и партнерам. SBA достаточно чётко и широко определяет категорию таких партнёров, которая включают в себя:

- Акционеров этого SBIC из числа директоров, руководителей и наемных работников;

- Владельцы, ключевые фигуры и наёмные работники в некорпоративных SBIC.

Ни один SBIC не имеет права прямого или косвенного финансирования любого из соучредителей компании. Ни один SBIC не имеет права заимствования у тех малых предприятий, которые этот SBIC финансирует. Кроме того, SBIC не может получать займы от владельцев или руководящих работников таких МП..

КОНТРОЛЬ

Всем SBIC не разрешено на постоянной основе контролировать работу малых предприятий или вмешиваться в их управление непосредственным либо косвенным образом. Также недопустимо контролировать работу МП через посредство другого SBIC или через его учредителей. Только в определённых ситуациях SBA может разрешить какому либо SBIC осуществлять временный контроль МП, в целях защиты сделанных инвестиций. Однако, в этих случаях SBIC и малое предприятие должно иметь страховочный план изъятия капитала, утвержденный SBА.

ОГРАНИЧЕНИЯ

Без письменного разрешения SBА, ни один SBIC не имеет права инвестировать в какое либо МП более 20% от своего собственного частного капитала в ценых бумагах, в обязательствах, и/или гарантиях.

СТОИМОСТЬ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

Стоимость финансирования по кредитам SBIC и долговым обязательствам , предоставляемым МП, регулируется нормативами SBА и государственным законодательством (или законодательством штата), причём самая низкая стоимость финансов соответствует нормативам SBА.

ЗАПРЕТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В НЕДВИЖИМОСТЬ

SBIC не имеют права производить инвестиции в земли с/х назначения, в необработанные и неиспользуемые земли, кладбищенские участки или земли под застройки, либо тем малым предприятиям. Исключения допускаются только в отношении компаний не являющихся номинальными собственниками недвижимости (агентства недвижимости, брокерские и менеджерские конторы).

ЗАПРЕТ НА ПЕРЕКРЕДИТОВАНИЕ И НА РЕИНВЕСТИРОВАНИЕ

SBICs могут не предоставлять финансирования тем малым предприятиям, которые в предшествующие периоды своей деятельности были вовлечены непосредственно или косвенно в предоставлении финансов другим предприятиям, в выкупе долговых обязательств, в факторинге или лизинге оборудования на долгосрочной основе без обязательств по его обслуживанию и ремонту.

Однако, SBICs и SSBICs могут финансировать нерентабельные (убыточные ) предприятия связанные с проблемами перекредитования и реинвестирования активов (кроме с/х кредитных компаний, а также тех банковских, сберегательных и кредитных институтов, которые не застрахованы в агентствах Федерального Правительства).

ПРОЦЕДУРЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

В основном, инвестиционные фонды используются для приобретения ценных бумаг, при этом деньги направляются непосредственно малым предприятиям, которые выпускают эти ценные бумаги. Инвестиционные капиталовложения не могут быть использованы для купли ценных бумаг уже выпущенных в обращение на фондовые рынки. Исключением могут служить:

- покупка ценных бумаг фондового рынка, которые необходимы для гарантирования финансовой устойчивости инвестируемых МП;

- в случае, когда ценные бумаги будут использованы для финансирования процедур смены владельца.

Разрешена покупка выставленных на публичные торги ценных бумаг малых предприятий только через компанию, выступающую гарантом в размещении этих ценных бумаг в течении всего периода времени их выпуска.

МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ФИНАНСИРОВАНИЯ

Предоставление кредита малому предприятию или погашение долга в счет выпущенных этим предприятием долговых обязательств должно осуществляться как минимум на период до 5 лет. Малое предприятие должно иметь право осуществлять предоплату стоимости кредита или долговых обязательств при приемлемых уровнях платы за их досрочное погашение.

Предоставление кредитов и покупка долговых обязательств на сроки менее 5 лет, возможны только тогда, когда это необходимо для сохранения существующего финансирования или в ожидании предстоящего долгосрочного финансирования, либо в случае финансирования процедуры смены собственника.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Наряду с вышеизложенными правилами, все SBICs обязаны соблюдать дополнительные требования касающиеся их инвестиционной деятельности, операционной работы и отчетности. Следование установленным правилам и нормативным требованиям, гарантирует обеспечение продления действия лицензий SBIC и связанных с этим преимуществ.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ SBIC

- Наличие необходимого начального капитала, который составляет $5 млн. частного капитала ( $10 млн. в случае если капитал состоит из ценных бумаг ). Однако, в некоторых случаях SBА может потребовать дополнительных капиталовложений, в зависимости от конкретных условий на рынках данной местности (региона), где планируется учреждение нового SBIC.

- К заявке на получение разрешения на учреждение SBIC, должен быть приложен хорошо структурированный бизнес-план. В нём должны быть детально рассмотрены планы инвестирования малых предприятий. Кроме того, должна иметься достаточная информация о предполагаемых типах инвестиций, видах производства, в которые SBIC планирует производить инвестирование, уровне развития инвестируемых предприятий, их географическое местоположения и другие важные факторы, касающиеся инвестиционной деятельности учреждаемого SBIC.

- Штат будущих руководителей компании должен обладать высокой квалификацией. Для получения лицензии SBIC, компания должна управляться менеджерами, которые действительно заинтересованы в обслуживании малых предприятий и обладают необходимым для этого опытом. Высококвалифицированные менеджеры должны иметь успешный опыт работы в течении ряда лет в области инвестирования различных предприятий, в частности предприятий с венчурной формой капитала. Также допустимо привлечение специалистов со схожим опытом работы и соответствующим образованием.

- Приступая к организации инвестиционной компании типа SBIC, необходимо запросить в SBА (сектор развития программ SBIC) опросный лист (анкету) по оценке квалификации штата менеджеров будущей компании. Кроме того, необходимо получить и ознакомиться с руководством для заявителя на получение лицензии SBIC, изучить регулирующие правила и нормативы SBА, а также знать «Закон об инвестировании малого бизнеса от 1958 г.» с последующими дополнениями и изменениями. Также необходимо ознакомиться с содержание web сайта «SBIC Licenses» (Лицензирование SBIC) в котором детально изложена процедура получения лицензии на SBIC. При этом, надо понимать, что SBА жизненно заинтересована в привлечении целеустремленных и ответственных частных лиц и организаций к участию в расширении сети SBICs.

- Все соискатели лицензий SBICs могут лично входить в контакт со специалистами SBА по любым вопросам, касающимся подготовки необходимых для лицензирования документов. В связи со сложностью организации и деятельности SBIC, весьма желательны юридические консультации с экспертами SBА.

- Заполненный опросный лист (анкету) по оценке квалификации менеджеров и прилагаемые документы (бизнес-план и др.) необходимо направить в сектор развития программ SBIC инвестиционного отдела SBА (на дискете с приложением 2-х копий на бумаге).

- Специалисты по подготовке штата менеджеров для SBIC (Program Development Staff) рассмотрят представленный опросный лист по оценке квалификации менеджеров и представят его в Инвестиционный Комитет, входящий в состав инвестиционного отделения SBА.

- Инвестиционный Комитет ознакомится с присланным опросным листом по оценке квалификации менеджеров, после чего эта группа менеджеров может быть приглашена для собеседования и презентации в Инвестиционный Комитет. Если Инвестиционный Комитет сочтёт, что эта группа менеджеров пригодна для управления SBIC, то руководство компании будет приглашено для оформления Лицензии на право учреждения SBIC.

- Процесс рассмотрения заявки на лицензирование занимает достаточно много времени. Значительная часть этого времени, требуется для изучения биографий и послужного списка лиц, приглашенных в качестве совладельцев и менеджеров в создаваемый SBIC. В процессе рассмотрения заявки, при необходимости, SBА может письменно запросить дополнительную информацию. Быстрый ответ на запрос ускоряет рассмотрение заявки на лицензирование SBIC.

В заключении следует указать, что огромную роль в обобщении опыта инвестиционного и венчурного финансирования малых предприятий играет Национальная ассоциация инвевестиционных компаний США (The National Association of Small Business Investment Companies - NASBIC) (*1). Эта ассоциация уже более 40 лет представляет интересы инвестиционного и венчурного капитала на различных уровнях власти и пользуется заслуженным авторитетом в деловом сообществе США. Усилия NASBIC направлены на предоставление финансовых средств компаниям SBICs и венчурным институтам по низким процентным ставкам, что обеспечивает им возможность для долгосрочного инвестирования в новые и растущие малые предприятия. Ассоциация NASBIC играла ведущую роль в разработке«Закона о совершенствовании процедур акционирования малого бизнеса от 1992 г.» (The Small Business Equity Enhancement Act of 1992) и продолжает активно продвигать различные инициативы по совершенствованию действующего законодательства в отношении малого предпринимательства. Это позволило в значительной мере увеличить приток частного и государственного капитала в сферу малого бизнеса. Кроме того, NASBIC представляет и защищает интересы соискателей лицензий на создание как новых SBICs так и новых венчурных фондов. При этом учитывается мнение и интересы бухгалтеров, аудиторов, инвестиционных брокеров и многих других профессионалов, вовлеченных в инвестиционную деятельность. Для достижения лучших условий инвестирования в малый бизнес, NASBIC анализирует мнение всех членов ассоциации и формирует единую корпоративную стратегию действий на различных экономических и политических форумах.

_____
*1 http://www.nasbic.org/


© НП "Московский центр развития предпринимательства"