Программа управления клиентской базой.
Новая парадигма образовательной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
В большинстве регионов РФ прописаны только общие направления реализации образовательной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), но отсутствуют концепции, детально описывающие механизмы реализации образовательной поддержки и её конкретные цели. Основной целью образовательной поддержки, как правило, является проведение уже доступных на рынке типовых образовательных программ по получению базовых знаний и компетенций.
На наш взгляд, на текущий момент образовательная поддержка в данном формате утратила свою актуальность:
- рынок дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) уже достаточно развит, предоставляя широкий спектр образовательных программ;
- наблюдается взрывной рост доступности программ, как в очной, так и в дистанционной форме лучших аналогичных программ со всего мира. К примеру, согласно данным прогноза Eduson.tv, 96% университетов США уже предлагают хотя бы один онлайн-курс. При этом охват отдельных образовательных программ несопоставим с очными курсами. Так, лекции американского преподавателя Салмана Хана просмотрели уже более 268 млн раз;
- сформировалась культура самообразования «Помоги себе сам»;
- все больше людей разделяют концепцию непрерывного образования в течение жизни;
- изменения в мире происходят стремительно, поэтому типовые программы теряют свою актуальность, возрастает необходимость освоения принципиально новых навыков и профессий и реализации ситуационного подхода.
По данным наших исследований сейчас наиболее востребованы программы по узким тематикам, решающие конкретные проблемы субъектов МСП, как текущие, так те, которые сформируются в ближайшем будущем. Так, в дополнительных личных навыках испытывают потребность 22,8% руководителей МСП, а в обучении конкретным навыкам работников – 33,8% руководителей. Именно в этом ключе требуется смещение акцента с поддержки в виде предоставления доступа к ДПО на поддержку, обеспечивающую решение конкретных проблем и задач субъектами МСП и региона через обучение их представителей конкретным методам решения возникающих проблем и задач на специальных тематических программах.
Примерами могут являться следующие проблемы, выявленные АНО «НИСИПП» при анализе МСП г. Москвы:
- проблемы взаимодействия субъектов МСП с ОИВ, осуществляющими процедуры/мероприятия поддержки и госуслуги:
- сложности при прохождении плановых проверок субъектами МСП;
- затруднения при реализации прав и возможностей при участии в процедуре выкупа субъектами МСП помещений;
- проблемы, возникшие у субъектов МСП из-за перемен в экономической ситуации, вызванных изменениями государственной политики, в том числе трансформацией форм поддержки:
- снижение конкурентоспособности и необходимость защиты своих интересов у конкретных видов деятельности МСП из-за изменений, сложившихся при вступлении России в ВТО;
- недостаток финансовых средств у субъектов МСП-получателей имущественной поддержки, вызванный повышением арендных ставок;
- проблемы неэффективности организации бизнес-процессов субъектами МСП, вызванные отсутствием необходимых знаний и навыков:
- отсутствие у субъектов МСП обрабатывающих производств знаний и навыков участия в выставочно-ярмарочной деятельности;
- недостаток у субъектов МСП знаний и навыков о порядке взыскания дебиторской задолженности.
Для реализации парадигмы образовательной поддержки, основанной на решении конкретных проблем определенных групп МСП необходимо внедрить целый ряд изменений, как в содержание проводимых программ, так и в процесс их организации либо в формате расширения существующих государственных программ, либо в виде новых отдельных программных документов.
Необходимые изменения содержательного и организационного характера:
- повышение востребованности программ за счет глубокого анализа решаемых проблем с анализом успешных практик и формированием конкретных рекомендаций к разработке образовательных программ;
- выделение и исследование целевой счетной аудитории (количество МСП, испытывающих конкретные проблемы ограничено, даже в г. Москве с высокой концентрацией МСП удалось выделить программы с целевой аудиторией до 300 МСП, что обеспечивает максимальную адресность) при разработке каждой обучающей программы;
- привлечение (в т. ч. и в дистанционном формате) в качестве преподавателей специалистов с успешным практическим опытом решения аналогичных задач;
- оказание сопутствующей консультационной поддержки в течение нескольких месяцев после прохождения обучения, в т.ч. с подготовкой отчета и описанием кейсов по решенным проблемам слушателей со стороны частного исполнителя;
- создание коммуникационной площадки для целевой аудитории, обеспечивающей развитие коммуникации и кооперации как представителей целевой аудитории между собой, так и с общественными и государственными институтами, в т.ч. в формате специализированных электронных ресурсов;
- обеспечение мониторинга результатов решения проблем субъектов МСП и региона со стороны частного исполнителя и общественных организаций;
- разработка исчерпывающего технического задания, обеспечивающего реализацию выделенных задач и включающего перечисленные выше задачи;
- привлечение частного исполнителя уже на этапе выявления проблем субъектов МСП и региональных администраций, формирования критериев и ключевых параметров образовательной программы;
- внедрение автоматизированного мониторинга проблем субъектов МСП, современных трендов, включая планирование объемов переподготовки специалистов субъектов МСП региона с использованием экономико-математических методов и информационных технологий в рамках системы построения траекторий индивидуального профессионального развития;
- формирование по итогам мониторинга новых программ, позволяющих обучать навыкам и профессиям будущего;
- передача большей ответственности по реализации образовательной поддержки на частные профессиональные организации, что позволит повысить общее качество выполняемой работы на каждом из этапов реализации поддержки:
- при исследовании проблем региона/города (обеспечит необходимое детальное изучение каждой конкретной проблемы);
- при формировании критериев и разработке ключевых параметров образовательной программы (обеспечит разработку уникальных целевых программ);
- при консультационном сопровождении (обеспечит высокое качество сопровождения);
- при мониторинге результатов оказания поддержки (обеспечит максимально достоверные результаты).
Ответственность частного исполнителя может быть разделена на компетенции консалтинговых и образовательных организаций. Государственная ответственность в данном случае сводится к контролю качества работы исполнителя и к обеспечению реализации именно тех программ, которые способствуют решению проблем города и характеризуются высоким положительным экономическим и социальным эффектом.
Схематично новая парадигма образовательной поддержки отражена на Рисунке 1.
Рисунок 1. Изменение схемы реализации образовательной поддержки
Источник: АНО «НИСИПП»
В ряде регионов РФ реализуется «переходный этап», обеспечивающий рост эффективности образовательной поддержки, но большинство регионов характеризуется представленным выше этапом «текущее состояние».
Так, в г. Москве проработана «Концепция совершенствования системы образовательной поддержки малого и среднего бизнеса г. Москвы на период 2013-2016 гг.», включающая выделение проблем субъектов МСП и г. Москвы и проработку ряда других элементов, характерных для «переходного этапа», что позволяет говорить о потенциале повышения эффективности образовательной поддержки в данном регионе.
Реализация перехода к новой парадигме образовательной поддержки субъектам МСП позволит соответствовать современным мировым трендам и создать нацеленность на требуемый результат, как у исполнителей государственного заказа, так и у чиновников, ответственных за его контроль и прием. Это позволит увеличить и сформировать понятный конкретный положительный экономический эффект от реализации образовательной поддержки, способствуя развитию субъектов МСП, а также обеспечит рост удовлетворенности субъектов МСП реализуемой образовательной поддержкой.
Анна Никитченко, Филипп Данько, Андрианова Ярослава
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)